Мир киберспорта переживает тектонические сдвиги. Недавнее объявление отдельных Олимпийских игр по киберспорту при поддержке Саудовской Аравии вызвало ажиотаж в стремительно развивающейся индустрии.
12-летнее соглашение ставит киберспорт на одну ступень с традиционными разновидностями спорта, вроде плавания или гимнастики, что может подтолкнуть его к признанию и сделать официальной разновидностью спорта.
Какими будут эти электронные олимпийские игры? Давайте разбираться в деталях.
Цветущая экосистема конкурентных игр
Последние 20 лет киберспорт развивался быстрее всего, а кульминацией этого процесса стало то, что в 2024 году за большими киберспортивными финалами наблюдали миллионы.
Мир цифровых игр, где когда-то играли только в простые ролевые игры или онлайн-казино, превратился в клондайк многопользовательских игр, где игроки транслируют свои поединки тысячам зрителей в интернете.
Однако яркая графика и высокая конкуренция — не единственные движущие силы такой безумной популярности, ведь такой бум популярности обязан дружному киберспортивному сообществу (множество киберспортивных клубов, платформ и форумов для общения фанатов), самоотверженности игроков и появлению нового поколения спортсменов.
Профессиональные геймеры упорно тренируются и соревнуются под огромным давлением, подражая преданности и дисциплинированности звезд традиционных разновидностей спорта. Рост признания породил новые достижения: турниры по киберспорту собирают стадионы, а спонсорская поддержка достигла рекордных показателей.
Но самым большим достижением является недавнее объявление об организации первых Олимпийских игр по киберспорту в Саудовской Аравии в 2025 году. Этот шаг ставит киберспорт на одну ступеньку с традиционными разновидностями спорта, вроде плавания и гимнастики.
Предпосылки объявления
Такое громкое заявление не стало полной неожиданностью, ведь о включении киберспорта в Олимпийские игры говорят на всех уровнях уже несколько лет.
Включение киберспорта в программу Игр Содружества и Азиатских игр 2022 года стало переломным моментом, а их успех заинтересовал представителей Международного олимпийского комитета (МОК). Главным событием стало объединение двух всемирно-известных звезд киберспорта — Ли Санг-Хека (Faker) и Чжун Чжи-Хуна (Chovy) — в составе южнокорейской команды.
Желвеют перспективы и для крупных международных поединков, например, датская команда League of Legends может сойтись со своими корейскими коллегами, или создание национальных сборных со звездными игроками конкурентных организаций.
Такому распространению способствовали и крупные киберспортивные кампании, оказывавшие давление на Международный олимпийский комитет (МОК), чтобы его члены рассмотрели возможность включения этой разновидности спорта в программу Олимпийских игр. К маркетинговым мерам по популяризации такой инициативы приобщилось несколько звезд, а ряд онлайн-изданий опубликовали яркие статьи в поддержку новых киберспортивных событий.
Киберспортивное сообщество радостно приветствовало решение соответствующего решения, но оно имело и немало негативных последствий.
Потенциальные проблемы
Начнем с сравнительно легкой проблемы — руководителям киберспортивных организаций трудно определить игры, в которых будут бороться на Олимпиаде.
FAKER vs DEFT! T1 VS KT! | ТОП 5 League of Legends Plays
Ранее были приняты League of Legends и Street Fighter, но включение жестоких шутеров от первого лица, вроде Call of Duty, вызывает обеспокоенность сохранением духа исторических соревнований.
Для решения этой проблемы руководители киберспортивных организаций предложили постепенный процесс интеграции, в котором приоритетны такие ценности, как спортивное мастерство.
Вопрос участия в киберспортивных событиях представителей обоих полов также подвергает сомнению принцип инклюзивности. На профессиональном уровне женщин до сих пор очень мало, а недавний Чемпионат мира по киберспорту в Саудовской Аравии был широко раскритикован из-за отсутствия на нем женщин.
В то же время, Олимпийские игры по киберспорту обещают начать новую моду — организаторы обязались обеспечить возможности для участия представителей обоих полов с самого начала соревнований, что станет революцией в международном киберспорте.
Также вызывает обеспокоенность соблюдение в Саудовской Аравии прав человека, в частности, в отношении женщин и ЛГБТК+ лиц. После Олимпийских игр по киберспорту все громче слышно обвинение в создании положительного восприятия страны и отвлечении от социальных проблем через спорт («отбеливание репутации через спорт»). Во время соревнований в Саудовской Аравии кое-где можно было заметить определенные сдвиги в решении этого вопроса, да и госслужащие уверяли, что обязательно учтут замечания по инклюзивности, но работы до сих пор очень много.
Большие препятствия
Олимпийские игры по киберспорту заслуживают того, чтобы их называли революцией в соревновательных играх, но для этого нужно преодолеть несколько серьезных препятствий.
В частности, немало внимания и времени нужно уделить проблемам с уважением фундаментальных прав человека и включению игр, содержащих насилие.
Однако, если Олимпиада приветливо отнесется к киберспорту, не уступая основные ценности, то киберспортивный мир радикально изменится.