Суббота, 27 апреля, 2024

История Черновицкого трамвая

Черновицкий трамвай — это не действующая на сегодняшний день система транспортного сообщения в городе Черновцы. В Черновцах стоит только памятник этому трамваю, а самих трамвайных путей и трамвая в нашем городе больше нет. Несмотря на это, трамвай в Черновцах имеет довольно обширную историю, о которой мы сегодня расскажем на chernivtsi-future.com.ua.

Если Вы бывали в Черновцах или живете здесь, то замечали трамвай, который стоит в сквере на улице Гагарина рядом с железнодорожным вокзалом. На самом деле этот трамвай не слишком приметный, но его история важна и интересна для нашего города.

Начало введения общественного транспорта в Черновцах

В Черновцах введение общественного транспорта началось с середины 1860-х годов. В этот период Черновцы получили железнодорожное сообщение со Львовом. Городской железнодорожный вокзал был построен в нижней части города недалеко от реки Прут. Вокзал с центром города соединял крутой спуск, а сама территория города уже составляла 8 километров, если брать с севера на юг и 4 километра с запада на восток. 

Через строительство вокзала и расширение города, введение общественного транспорта стало приоритетным вопросом для города.

С середины XIX века во многих европейских городах стали строить трамвайные линии с тягой коней. В Черновцах такой трамвай запустить не могли из-за холмистой местности, на которой расположены Черновцы.

В 1882 году Фридрих Шмидт, инженер из Вены, произнес идею открыть в Черновцах трамвайную линию на канатной тяге. Уже тогда власти Черновцов начали рассматривать проект трамвайной линии протяженностью более 2 километров, ширина пути составляла 1 м. Трамвай должен был соединить железнодорожный вокзал и площадь Фердинанда, где должен был быть установлен привод на паровой тяге.

В 1885 году инженер получил от Министерства Австро-Венгрии разрешение на постройку этого трамвая, но поскольку сам он средств не имел, а меценатов не нашлось, то проект так и не был реализован.

Различные проекты трамвая в Черновцах

В Черновцах, прежде чем запустить трамвай, существовали многие его проекты. Он мог быть паровым, мог стать конным и электрическим.

В 1887 году тот же инженер Фридрих Шмидт разработал проект парового трамвая в Черновцах. Это должна быть узкоколейная железная дорога на паровой тяге, которая соединяла бы железнодорожный вокзал с центром Черновцов и железнодорожной станцией Черновцы-южная. Кроме пассажиров этот трамвай должен был перевозить грузы. В общем паровой трамвай был отброшен магистратом города из-за множества недостатков.

В 1889 году Карл Фуксбергер разработал и подал проект конного трамвая в верхней части города, длина которого составляла более 6 километров, но до вокзала трамвай не ездил бы. Этот проект сразу был бы провальным, ведь лошади не смогли бы преодолеть спуск у железнодорожного вокзала и вытащить людей и груз. В общем, проект конного трамвая был согласован, но его так и не начали строить.

Разрабатывали в Черновцах и проект электрического трамвая в 1891 году, однако сначала его отбросили. В 1893 году работы по проекту электрического трамвая в Черновцах оживились. 27 июня 1893 года черновицкий магистрат создал комиссию по строительству трамвая и электрического освещения.

Строительство электростанции и трамвайной линии началось в 1895 году. В феврале 1896 электростанция подала ток для освещения Черновицкого театра. Строительство трамвая в Черновцах было утверждено в июле 1896 года и должно было быть проведено за 18 месяцев. Руководил строительством электрического трамвая в Черновцах инженер Гец из Нюренберга, работали здесь на строительстве рабочие из Италии. Трамвайные вагоны для трамвая были изготовлены в Праге и прибыли в Черновцы в 1897 году.

Первая поездка на трамвае в Черновцах

Первая пробная поездка трамвая в Черновцах состоялась в 1897 году 3 июня. Обкатывали трамвайные линии по частям. В конце июня из Вены прибыла комиссия, разрешившая эксплуатацию трамваев уже с пассажирами. Торжественное открытие трамвая с пассажирами прошло 18 июля 1897 года. В тот день трамваи по маршруту ездили до 11 часов вечера. Началось движение пассажиров в 5 часов утра. Последний трамвай от железнодорожного вокзала двигался в 23-00, а от станции Фольксгартен – в 22-45. Для города трамвай оказался очень выгодным, ведь ежедневная выручка составила 350 гульденов. Первоначально трамвайная линия в Черновцах была однопутной. В 1906 году на части линии был построен второй путь.

В общем, трамвай планировали развивать, однако в связи с Первой мировой войной экономический уровень в городе снизился и трамвайные пути не начали расширять. В румынское время проезд в трамвае стоил 5 лей, а потом зависел от длины поездки.

Прекратил работу черновицкий трамвай в марте 1967 года. В 1997 году по случаю 100-летия трамвая в сквере по улице Гагарина возле вокзала установили памятник этому трамваю и поставили вагон трамвая на постамент.

Несколько интересных фактов о трамвае в Черновцах

Трамвай прекратил свою работу в Черновцах из-за особенности своей работы. Он был очень грохочущим и из-за его колес начали разрушаться фундаменты старых домов.

Старый вагончик, ставший памятником, до этого находился в заброшенном состоянии на городской спасательной станции, где служил раздевалкой.

Неоднократно черновчане поднимали тему переноса трамвая в исторический центр Черновцов и обсуждали возможность создания в нем кофейни. Однако все осталось на уровне разговоров.

Итак, история Черновицкого трамвая достаточно интересна, и мы надеемся, что теперь Вы узнали о нем больше.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.