Суббота, 23 октября, 2021

История популярного черновицкого транспорта — троллейбуса

Троллейбусы — пожалуй, один из самых популярных видов общественного транспорта, экономически выгодный и экологичный транспорт, что одним из первых начал курсировать в нашем городе, рассказывает сайт Черновцы Будущего. Троллейбус в Черновцах появился еще в первой половине двадцатого века и очень быстро завоевал популярность среди горожан, и продолжает сохранять популярность по сей день.

О том, как появился первый троллейбус в нашем городе и как развивался этот вид общественного транспорта в Черновцах — читайте в нашем материале.

Запуск первого троллейбуса в Черновцах

Троллейбусная история Черновцов берет свое начало в далеком 1939-м году, когда в феврале первый троллейбус выехал на свой маршрут, что простирался от митрополичьей резиденции (в наши дни — главный корпус Национального университета имени Юрия Федьковича) до улицы Зеленой, проезжая через улицу Университетскую и улицу Русскую. Это был троллейбусный маршрут под номером четыре, на который выпустили четыре единицы транспорта. Еще одну, про запас, на случай поломки, держали в троллейбусном депо.

Первый троллейбус в Черновцах пользовался спросом и поэтому открытие второй троллейбусной линии в нашем городе не замедлило. Уже в августе того же года было создано проект строительства второй троллейбусной линии, которая должна обеспечить транспортную связь от квартала вилл и до центра города. Это должно было быть грандиозное по тем временам решение для Черновцов, ведь предполагалось, что вдоль маршрута все улицы модернизируют, а на вновь маршрут планировалось выпустить новенькие троллейбусы, приобретенные за рубежом. В эксплуатацию новую троллейбусную линию должны были ввести весной 1940-го года — тогда, когда в город прибудет заказанный транспорт.

Почему троллейбусный парк в Черновцах пришлось создавать заново?

Не все из планами города на транспортные инновации в Черновцах было так радостно — уже через некоторое время произошли события, в ходе которых было разрушено все только что построенный троллейбусный парк.

При подключении Буковинского края к УССР с июня по декабрь 1940 года троллейбусное движение в Черновцах временно приостановили. Через некоторое время — трагические события Второй мировой войны, которые также не позволили восстановить троллейбусное движение в Черновцах. Повлияло на невозможность восстановления троллейбусного движения в Черновцах и то, что с июня по август 1941 года произошло временное присоединение Черновцов в Румынское Королевство.

Отступая, румынские войска вывезли из города все троллейбусы. Троллейбусный парк пришлось восстанавливать, что город сделал 1944-го года.

Настоящее троллейбусное депо в Черновцах было построено в 1966-м году. С тех пор в городе периодически создавали проекты новых троллейбусных линий и воплощали их в реальность, что позволило сформировать мощную транспортную систему и полностью обеспечить потребности Черновцов в передвижении по городу.

В 1995 году в Черновцах появилось еще одно депо, депо автобусно-троллейбусного предприятия, где хранилась часть троллейбусного транспорта города. Исследователи истории города рассказывают, что до июля 2008 года в Черновцах была уникальная ситуация для украинских городов, когда различные троллейбусные маршруты обслуживались разными коммунальными предприятиями — транспортная сеть города была буквально разделена на две части, не связанные между собой напрямую. Перед фактическим объединением города в центральной части города было создано небольшую линию, которая и объединила город.

Кое-что о старых моделях троллейбусов, которые есть в Черновцах

Одними из самых популярных моделей троллейбусов «старой марки» не только в Черновцах, но и на просторах всего тогдашнего союза были троллейбусы Skoda, а именно Skoda 14Тr. Их начали выпускать в 1981-м году серийно (до этого, с 1971-го года — в тестовом режиме) до 2004 года, и еще — внесерийные в 2004-2009-х годах. Эти троллейбусы сразу с выходом завоевали популярность и поэтому по сей день их можно увидеть на маршрутах многих городов Украины, России, Молдавии, Болгарии, Венгрии и Чехии.

Skoda 14Тr — троллейбусы чехословацкого производства с тяговым двигателем постоянного движения, которых за все время было выпущено более четыре тысячи единиц, среди которых несколько единиц транспорта действовало (и по сей день действуют) в Черновцах. Эту модель называют самой удачной и самой массовой из тискать, что использовалась на территории Советского Союза. Всего в Черновцах таких троллейбусов было больше десятка, из которых 8 привезли из Киева, 3 из Потсдама, 5 — с Плзненя и еще несколько из других городов. Впервые эта модель в нашем городе появилась в 1991 году.

Старейший троллейбус в Черновцах в наши дни

Если говорить конкретно о троллейбусных моделях, то первые, попавшие в город, были выпущены фирмой «MAN». До наших дней такие старые модели троллейбусов на сохранились, однако их можно увидеть далеко за рубежом, в Чили, где некоторые «долгожители» по сей день курсируют городскими улочками.

В Черновцах же среди пожилых моделей троллейбусов, которые даже в двадцать первом веке находятся «на ходу», сейчас только один. Это — старая чешская «Шкода», которая у нас с 1979-го года. Его можно увидеть на обычных маршрутах, однако троллейбус прекрасно выполняет свои обязанности, когда приходится ночью развозить работников домой выезжать для тех, кто приехал на экскурсию в Черновцы.

Для такого «долгожителя» в современном депо Черновцов созданы особые условия, ведь работники заботятся о том, чтобы на нем не выгорела краска, а внутри самого троллейбуса воспроизведен аутентичные сиденья добавляют рогатому колорита и той старушки атмосферы древних Черновцов, когда транспорта на дорогах было совсем еще немного.

Современная троллейбусная система Черновцов насчитывает около сотни единиц такого транспорта. Старые модели со временем списывают, закупают новые троллейбусы, модернизируют и улучшают троллейбусный парк Черновцов.

Latest Posts